Настоящий обзор подготовлен по итогам обобщения результатов мониторинга практики рассмотрения ситуаций, связанных с конфликтом интересов на муниципальной службе в органах местного самоуправления Красноярского края (далее – ОМСУ) и порядком их урегулирования.
Анализ практики муниципальных органов показал, что только в 18 городских округах и муниципальных районах края (из 61) в 2018 и первом полугодии 2019 года имелась практика рассмотрения фактов, связанных с конфликтом интересов, в основном на комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов (далее - Комиссия).
Так, в 2018 году на Комиссиях рассмотрено 18 человек, а в первом полугодии 2019 года 12 человек. Из них, в отношении руководителей муниципальных учреждений рассмотрено 5 материалов, в отношении заместителей глав муниципальных образований - 7, в отношении депутата - 1, в отношении главы муниципального образования - 1, в отношении муниципальных служащих – 16 материалов.
Основанием для проведения Комиссий послужило: 10 поступивших уведомлений служащих о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов; 15 материалов по представлению органов прокуратуры об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции, 5 представлений руководителей.
По результатам рассмотрения материалов на заседаниях Комиссии и выданных ими рекомендациях, привлечено к ответственности за совершение коррупционных правонарушений 5 служащих, из них 4 объявлен выговор, 1 - замечание.
Ситуации.
1. Заместитель главы района, имея личную заинтересованность в возможности получении его родственником имущественных прав на земельный участок, уведомил в установленном законодательством порядке главу района о возможном конфликте интересов. Уведомление было передано для рассмотрения в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов. Решив, что он выполнил свою антикоррупционную обязанность, не дождавшись решения комиссии, не приняв мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, в том числе путем самоотвода от участия в процедуре, муниципальный служащий на основании заявления родственника собственным распоряжением утвердил схему расположения земельного участка, что обеспечило последнему право на дальнейшее обращение с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка на праве аренды и заключении договора аренды земельного участка по максимально выгодной арендной плате.
Данный факт выявила прокуратура и внесла в адрес главы района представление, по результатам рассмотрения которого на Комиссии, в отношении муниципального служащего применено взыскание в виде выговора.
2. Руководитель муниципального учреждения, являясь муниципальным служащим, приняла на работу в учреждение свою дочь и ее мужа, которые были непосредственно ей подчинены согласно трудовому договору и должностной инструкции. Кроме того, ею, как руководителем учреждения осуществлялась оценка деятельности подчиненных родственников, выплата премий и выплат стимулирующего характера. При этом в нарушение антикоррупционного законодательства муниципальный служащий меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов не приняла.
Данный факт выявила прокуратура и внесла в адрес главы района представление, по результатам рассмотрения которого на Комиссии, в отношении муниципального служащего применено взыскание в виде выговора.
3. Муниципальный служащий, специалист администрации муниципального образования, являясь заместителем председателя аукционной комиссии, на официальном сайте РФ для размещения информации о проведении торгов, разместил информационное сообщение о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности, достоверно зная, что данный участок сформирован по заявлению и за счет средств его родного брата, и, что последний будет являться претендентом для получения на него имущественных прав (прав аренды) на аукционе.
В связи с тем, что поступила единственная заявка, решением аукционной комиссии аукцион признан несостоявшимся и договор аренды участка заключен с братом муниципального служащего, который, при явном наличии признаков конфликта интересов, не предпринял мер к его предотвращению и урегулированию, не уведомил работодателя о личной заинтересованности и наличии конфликта интересов, а также не воспользовался правом самоотвода.
Данный факт выявила прокуратура и внесла в адрес главы муниципального образования представление, по результатам рассмотрения которого в отношении муниципального служащего приняты меры ответственности.
4. Муниципальный служащий, заместитель главы муниципального образования направил на имя главы уведомление о возможном возникновении конфликта интересов, сообщив, что его сын замещает должность муниципальной службы специалиста управления социальной защиты населения, а департамент общественной безопасности, руководителем которого он является, планирует проведение проверок соблюдения законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения муниципальных нужд данным управлением.
Уведомление муниципального служащего рассмотрено на заседании комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов на муниципальной службе и установлено, что возможно возникновение ситуации, которая может повлечь за собой конфликт интересов, поэтому муниципальному служащему даны рекомендации по предотвращению конфликта интересов.
5. Муниципальный служащий, руководитель управления градостроительства администрации муниципального образования в соответствии со своими должностными обязанностями рассматривает заявления на выдачу разрешений на строительство на территории муниципального образования.
В связи с необходимостью получения разрешения на строительство нежилого здания гражданин дважды обращался с соответствующим заявлением и проектной документацией в администрацию муниципального образования, но в связи с допущенными нарушениями при составлении проектной документации ему дважды было отказано в выдаче разрешения.
После чего муниципальный служащий, вступив с гражданином во внеслужебные отношения (подготовил дизайн-проект внутренних помещений проектируемого здания), получил от него согласование на выдачу разрешения на строительство, при отсутствии оснований, без устранения нарушений.
За подготовку проекта гражданин перечислил муниципальному служащему на его личный счет денежные средства, а затем передал еще некоторую сумму в виде займа.
Данный факт выявлен прокуратурой и в адрес главы муниципального образования направлено представление об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции, по результатам рассмотрения которого муниципальный служащий уволен с занимаемой должности в связи с установлением в его действиях конфликта интересов и с утратой доверия.
6. Муниципальный служащий, начальник отдела экономического планирования администрации муниципального образования направила на имя главы уведомление о возникшем конфликте интересов, сообщая, что от ее мужа поступило заявление на предоставление субсидии на возмещение части расходов, связанных с приобретением и созданием основных средств и началом предпринимательской деятельности в соответствии с муниципальной программой.
В ходе рассмотрения уведомления муниципального служащего на комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов установлено, что муниципальный служащий своевременно не предприняла меры к урегулированию конфликт интересов, чем допустила нарушение антикоррупционного законодательства.
Являясь руководителем подразделения, которое занимается приемом заявок от субъектов предпринимательства об участии в конкурсе на получение субсидии, зная, что ее муж намерен принять участие в данном конкурсе, муниципальный служащий не предприняла мер по урегулированию конфликта интересов до формирования заявки на участие в конкурсе муниципальных программ и отправки ее в министерство экономического развития региона, а уведомила представителя нанимателя о возникшем конфликте интересов через несколько месяцев, когда ее муж, являясь единственным претендентом, представил полный пакет документов на получение субсидии.
По решению комиссии муниципальный служащий привлечен к ответственности.
Кроме того, анализ представленных материалов показал, что не всегда в ОМСУ соблюдаются требования законодательства, регламентирующего деятельность Комиссии, что может повлечь признание принятых решений незаконным.
Например, по поступившим в адрес руководителя органа представлениям прокуратуры об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции необходимо проведение проверки, материалы которой затем могут быть направлены на рассмотрение в Комиссию; по поступившему уведомлению служащего о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, необходимо подготовить мотивированное заключение, которое затем также может быть направлено на рассмотрение в Комиссию.
Однако в ОМСУ края имеются факты, когда в Комиссию передаются для рассмотрения без проведения проверки представления прокуратуры, без заключения уведомления служащих (Канский район).
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 2010 № 821, которым утверждено Положение о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, органам местного самоуправления рекомендовано разработать и утвердить положения о Комиссиях, руководствуясь настоящим Указом.
Основной задачей Комиссии является содействие муниципальным органам в обеспечении соблюдения муниципальными служащими ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, а также в обеспечении исполнения ими обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 г.№ 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другим законодательством, а также в осуществлении в муниципальном органе мер по предупреждению коррупции.
Состав Комиссии.
Порядок формирования и деятельности Комиссии, а также ее состав определяются руководителем органа в соответствии с принятым положением.
Комиссия образуется нормативным правовым актом ОМСУ, которым утверждается ее состав и порядок работы.
В состав Комиссии входит председатель Комиссии, которым является заместитель руководителя муниципального органа, его заместитель, назначаемый руководителем органа из числа членов Комиссии, замещающих должности муниципальной службы в муниципальном органе, секретарь, которым является руководитель либо должностное лицо кадровой службы, ответственное за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений, и члены Комиссии, состоящие из служащих кадрового, правового подразделения, а также других подразделений органа, определяемые его руководителем. Также руководителем органа может быть принято решение о включении в состав Комиссии представителей общественности.
В отсутствии председателя Комиссии его обязанности исполняет заместитель председателя Комиссии.
Однако в ОМСУ края имеются факты, когда в нарушение законодательства председателем Комиссии является глава муниципального образования (Назаровский, Пировский, Рыбинский, Боготольский районы), что является и нелогичным, так как Комиссия, в случае установления в действиях служащего нарушений антикоррупционного законодательства, дает рекомендации именно руководителю органа о принятии конкретных мер ответственности в отношении служащего.
Основания для проведения Комиссии.
Круг оснований для проведения заседания Комиссии ограничен и предусмотрен законодательством. Он делится на две категории, одна касается вопросов конфликта интересов, а вторая служебного поведения, связанного с неисполнением требований законодательства.
К основаниям, связанным с конфликтом интересов, относятся:
а) представление руководителем органа материалов проверки о несоблюдении служащим требований об урегулировании конфликта интересов;
б) уведомление служащего о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов;
в) представление руководителя органа или любого члена Комиссии, касающееся обеспечения соблюдения служащим требований об урегулировании конфликта интересов либо осуществления в органе мер по предупреждению коррупции.
Комиссия не рассматривает сообщения о преступлениях и административных правонарушениях, а также анонимные обращения, не проводит проверки по фактам нарушения служебной дисциплины.
Однако в ОМСУ края имеются факты, когда Комиссией были рассмотрены вопросы, не входящие в ее компетенцию. Например,
Решение Комиссии.
По итогам рассмотрения вопросов, касающихся конфликта интересов и входящих в полномочия Комиссии, она принимает решение:
- по представленным руководителем материалам проверки (см. выше пункт «а») – установить, что служащий соблюдал требования об урегулировании конфликта интересов или не соблюдал, а также дает рекомендации руководителю органа о необходимости указать служащему на недопустимость нарушения требований об урегулировании конфликта интересов либо применить к нему конкретную меру ответственности;
- по уведомлению служащего (см. выше пункт «б») – признать, что при исполнении служащим должностных обязанностей конфликт интересов отсутствует или личная заинтересованность приводит или может привести к конфликту интересов (в этом случае Комиссия рекомендует служащему и (или) руководителю органа принять меру по урегулированию конфликта интересов или по недопущению его возникновения); признать, что служащий не соблюдал требования об урегулировании конфликта интересов (в этом случае Комиссия рекомендует руководителю органа применить к служащему конкретную меру ответственности);
- по представлению руководителя органа или члена Комиссии (см. выше пункт «в») – принимается соответствующее решение.
Однако в ОМСУ края имеются факты, когда Комиссий принимались решения с формулировкой не соответствующие требованиям законодательства, что может повлечь признание принятых решений незаконными.
Оформление протокола.
Решения Комиссии оформляются протоколами, которые подписывают члены комиссии, принимавшие участие в ее заседании. В протоколе обязательно должен быть отражен факт рассмотрения вопроса личной заинтересованности членов Комиссии при рассмотрении вопросов, включенных в повестку заседания Комиссии, которая может привести к конфликту интересов, до начала заседания (в таком случае соответствующий член Комиссии не принимает участия в рассмотрении указанного вопроса), а также порядок голосования (тайный или открытый).
Однако в ОМСУ края имеются факты ненадлежащего оформления протоколов Комиссии, что может повлечь признания принятых решений незаконными.